Основные этапы создания мультфильма. Необычные технологии анимации, и использование их в работе с детьми


План:
  • этапы создания мультфильма и основные принципы анимации.
  • Практическое занятие по оживлению мультипликационного персонажа.
  • Нестандартные технологии мультипликации.

Давайте рассмотрим основные этапы создания мультфильма, узнаем, как это происходит на практике. А также разберем некоторые необычные технологии создания анимационного  фильма.

Работа над мультфильмом будет заключаться в том, что мы будем оживлять героев на экране, т. е. создавать анимацию.

Что же такое анимация?

Анимация – это движение объектов на экране (в переводе с латинского «анима» – душа). Мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души.

Более привычный для нас термин – «мультипликация» -  очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства.


По сути, главной задачей мультипликации является создание последовательности отдельных кадров, которые затем воспроизводятся как настоящий фильм (25 кадров в секунду).

Рассмотрим  некоторые технологии создания покадровой анимации.

1. Рисованный мультфильм

Мультфильм – рисунок создается за счет множества рисунков, которые передают эффект движения персонажа. Также можно использовать покадровую съемку создания рисунка. Этот метод создания мультиков является самым старым. Сегодня, из-за большой трудоёмкости, рисованная техника всё больше вытесняется компьютерной графикой, однако уже созданные старые мультфильмы всегда радуют глаз своей неповторимой графикой (студия Уолта Диснея (Disney).

2. Перекладной мультфильм

В мультфильме – аппликации героями являются фигуры, выполненные в аппликативной технике, т. е. персонаж состоит из отдельных частей. Также могут быть цельные фигурки персонажа. Тогда герой будет ограничен в действиях, он сможет только перемещаться.

Пример  мультфильм «Я мечтаю стать».

Предметная анимация. В кадре может перемещаться любой предмет. Это может быть что угодно: кукла, игрушка, ботинок, яблоко, лего-конструктор, книга и т. д. Все зависит от вашей фантазии. Анимировать можно любой предмет.

Пример мультфильм «Чудеса живут в библиотеке».

Пластилиновый мультфильм создаётся за счет фигур, вылепленных из пластилина. Он может быть как плоским, так и объемным. В таком мультфильме также может быть постепенное появление рисунка в кадре. Секрет заключается в том, что мы монтируем кадры в обратном порядке.

3. Еще одна технология создания мультфильма – сыпучая анимация, для нее чаще всего нужно специальное оборудование. А можно использовать подручные сыпучие материалы: крупы, соль, песок и т. д.

4. Компьютерная анимация – вид мультипликации, создаваемый при помощи компьютера. Компьютерная анимация создается за счет специализированных программ. Расстановка ключевых кадров производится аниматором. Промежуточные же кадры генерирует специальная программа. Этот способ наиболее близок к традиционной рисованной мультипликации, только роль фасовщика берёт на себя компьютер, а не человек (3Д анимация).

Давайте более подробно рассмотрим технику создания перекладного мультфильма.
Почему я расскажу вам именно про нее? Техника перекладки, как и все гениальное, достаточно простая:

  • Это самая простая анимационная техника, позволяющая избежать сложных процессов прорисовки, заливки и фазовки.  Как, например, в рисованной мультипликации, чтобы в итоге получилась качественная картинка,  должны работать огромное количество людей. Здесь от персонажа, его изначального рисунка и до выхода персонажа в финальной сцене путь достаточно короткий.
  • В тоже время обладающая широчайшими возможностями. Здесь нам не нужно прорисовывать каждого персонажа и каждое его движение, рисуем только один раз.
  • Доступно и понятно ребенку, потому что позволяет работать не с абстрактными предметами и явлениями, а с марионеткой.

Материалы и инструменты, которые необходимы для создания перекладного мультфильма:

  • Плотная бумага, можно плотный картон. Если мы будем делать персонажа из обычной бумаги, то того как мы будем перекладывать  его множество раз, он будет мяться и портится.
  • Краски, фломастеры, карандаши
  • Клейкие подушечки или двухсторонний скотч.
  • Бисерная проволока

Техника анимации «перекладка» получила свое название от слова перекладывать. Поэтому любая анимация, в которой мы перекладываем детали персонажа, чтобы его оживить, может называться перекладкой. Перекладка бывает ручная (Ежик в тумане), пластилиновая (Пластилиновая ворона),  компьютерная. Компьютерную перекладку можно сделать даже в стандартном приложении – Презентации MicrosoftPowerPoint, не устанавливая специальных программ на компьютер.

Последовательность  создания мультфильма  я разделила на несколько  этапов.  Вам необходимо сделать 5 важных шагов:

Шаг 1. Создать сценарий для своего фильма и сделать раскадровку. 
Мультфильм всегда начинается  с истории. На профессиональном языке это называется «сценарий».

Любой фильм начинается со сценария. Именно интересный сценарий – это уже половина успеха в создании вашего  фильма.  Возможны два варианта:

  • Сценарий вы можете придумать свой собственный.
  • Или  сделайте фильм, взяв за основу любое литературное произведение, которое вам нравится.

Историю очень важно записать правильно - она должна быть не рассказом, а изложением действий. Такой сценарий построен на глаголах,  в нем нет лишних описаний, в сценарии всегда изложены действия (Пошел, взял, повернулся и т. д.).

Например, всеми известное стихотворение Агнии Барто:
«Идет бычок качается
Вздыхает на ходу,
Эх, доска качается,
Сейчас я упаду» 
по нему можно написать различные варианты сценария, хотя текст произведения не меняется.
Пример сценария:
«Арена цирка. На середины арены между двух мячей расположена доска. Выходит Бычок. Кланяется. Взбирается на доску. Идет по доске. Доска качается. Он замирает и произносит фразу «Ох, сейчас я упаду». Бычок шатается, но проходит по доске. Зал аплодирует».
После того как написан сценарий, нужно сделать раскадровку к мультфильму.
Раскадровка очень похожа на комикс, только здесь еще у каждого кадра подписаны действия. В раскадровке ваш сценарий схематично прорисовывается и выбирается план кадра – общий план, крупный план, средний план, деталь.

Шаг 2. Продумать  и нарисовать  образы героев фильма и  декорации сцен, на которых будут происходить действие фильма.

Следующий шаг – создание образов героев  и декораций  для вашего будущего фильма. Внимательно прочитайте свой сценарий, а затем продумайте  и нарисуйте  образы героев  и  декорации сцен, на которых будут происходить действие фильма.

Рисунки должны быть яркими и интересными, чтобы  привлекать внимание зрителей. Изображение каждого героя надо вырезать.

Перекладка (основные действия): Придумываем героя – Выбираем материал - Создаем персонажа – Вырезаем детали – Перекладываем.

Шаг 3. Сделать фотографии, перекладывая рисунки действующих лиц на сценах в соответствии со сценарием.
Для этого вам потребуется рабочее место мультипликатора, о котором мы говорили на в м1 модуле.

  • Фотоаппарат
  • Штатив
  • Дополнительное освещение (лампа)
  • Стол

Подготовка к съемке:

1. Определитесь со светом
Для создания анимации следует использовать постоянный источник света, можно использовать дневной свет, но надо следить за появлением и исчезновением облаков с неба, а в помещении могут возникнуть переотражения света от вас и от стен.

Если кратко, просто включите достаточно света для фотографирования в помещении и стойте всегда в одном месте при нажатии кнопки затвора фотоаппарата. И не используйте встроенную вспышку, так как она создает слишком резкие тени.

2. Укрепите фотоаппарат на штатив или любую плоскую поверхность, так чтобы у фотоаппарата была опора на всем протяжении съемок.

3. Укрепите штатив или то на чем держится фотоаппарат так к полу, чтобы ни в коем случае не шелохнуть ногами или руками эту чудо конструкцию.

4. Закрепите объекты, которые вы будете снимать, и закрепите сцену, на которой вы будете снимать, так чтобы ничего не дергалось.

Сцена — это то, к чему вы постоянно будете прикасаться, она должна быть крепко закреплена.
На третьем шаге вы воплощаете в жизнь свой сценарий.  Необходимо сделать фотографии, перекладывая рисунки действующих лиц на сценах в соответствии со сценарием.
Далее  делаем сцену и работаем на сцене.

Первым делом сделайте 2-3 кадра пустого фона. Потом у нас должны появиться персонажи. Персонаж появляется от самой границы кадра, двигается приблизительно на 1 см (чем меньше шаг, тем реалистичнее передвижение).Чем меньше перемещаем, тем медленнее будет движение и качественнее. Это деятельность требует внимательности, усидчивости.

В профессиональной анимации делают 25 кадров в секунду. В детской анимации от 4 до 6 кадров в секунду. Это зависит от возраста участников. Соответственно, при скорости 6 кадров в секунду для минуты фильма нужно сделать 240 фотографий.

После съемки 10-15 кадров прокручиваем кадры в просмотровом режиме в быстром темпе, примерно так движение будет выглядеть в вашем мультфильме.

Если вы хотите, чтобы ваши мультфильмы были более профессиональными, то важно соблюдать принципы анимации. Их около десяти, я вам расскажу про два:

  • все объекты двигаются по своей траектории (т. е. у них есть своя дуга, они не прыгают в хаотичном порядке а всегда четко двигаются).
  • у всех объектов есть замедление и ускорение (чем быстрее перемещается объект, тем больше расстояние на которое мы перемещаем, делаем изменение в кадре и наоборот).


Шаг 4. Подобрать способ озвучивания фильма в соответствии со сценарием.


Шаг 5. Смонтировать фильм.

Для создания анимации существуют специализированные программы, такие как iStopMotoin, DragonFrame/DragonStopMotion, StopMotionPro. Эти программы позволяют сразу видеть изображение на компьютере через ваш фотоаппарат и имеют ряд настроек и функций, которые помогают следить за последовательностью кадров, сравнивать кадры и т.д. Также можно использовать обычные программы, которые позволяют сразу захватить изображение с вашего фотоаппарата на компьютер. А что делать если у вас таких программ нет. Это страшно ведь простой монтаж мультфильма можно сделать в стандартном приложении Windows — WindowsMovieMaker или Киностудия WindowsLive. Об этом мы поговорим в следующем модуле.

Есть некоторые секреты успеха при создании мультфильма:

  • При съемке передний план открыт, ни чего не загораживает персонажей;
  • Статичные предметы (фон) неподвижны в кадре. То  что, можно закрепить – закрепляйте! Также не рекомендуется двигать штатив;
  • Можно менять положение декораций – закачались деревья, с них упали листья и т.п.;
  • В кадр не должны попадать посторонние предметы (тени, руки аниматоров), если это не предполагается по режиссерскому замыслу;
  • Во время записи звука в «студии» должна быть абсолютная тишина.

Теперь давайте рассмотрим необычные техники анимации, которые можно использовать в работе с детьми.


  • Коллажная анимация. Можно использовать старые вырезки из журналов, создавая при этом не обычные образы.
  • Меловая анимация. Похожа на рисованную анимацию, только здесь используется мел и доска.
  • Лего-анимация. Современные дети и подростки очень любят лего-конструирование. С помощью него можно также создавать мультфильмы.
  • Пиксиляция - это техника анимации, при которой реальные актеры или предметы снимаются покадрово и монтируются потом с целью достичь какой-либо необычной ситуации, которую без применения подобного трюка не снимешь. Ну, например, можно очень правдоподобно сделать летающих людей или "оживить" вещи. 
Пример  анимационный фмльм «Алиса в стране чудес».

  • Оптические игрушки (тауматроп, зоотроп, флипбук). 
Это далеко не все техники анимации, которые существуют, их достаточно много. Все зависит от вашей фантазии,  а библиотекари, как и другие творческие люди, фантазией уж точно не обделены, поэтому, я думаю, у вас получится создать свой собственный мультфильм!


Комментарии