Мультстудия в библиотеке: что, как и сколько это стоит


План:
  • Опыт работы детской студии анимации в библиотеке.
  • Особенности проведения занятий по мультипликации для детей. Как распределить роли.
  • Организация рабочего места мультипликатора. Необходимое оборудование.

Этот модуль для тех,  кто хочет открыть свою анимационную студию в библиотеке и не знает с чего начать. Для начала поделюсь с вами опытом работы детской студии «МультКадрики».

Идея создать такую студию возникла на одном из занятий в клубе «Интернет-Зазеркалье», где мы с ребятами попробовали создать наш первый мультфильм. И этот  опыт был успешный. В результате на базе библиотеки я организовала мультстудию.

Часто библиотеки страдают отсутствием современного оборудования, лицензированных программ. Здесь же, используя минимум технического оборудования, можно привлечь детей к медиа-творчеству и создавать продукты полезные и выгодные библиотеке – это является одним из плюсов подобной студии.

Анимационная студия была создана в марте 2015 года. За три года было снято 34 мультфильма. Занятия проходят 2 раза в месяц по пятницам.

Когда студия только открылась, была одна группа ребят 6-10 человек. На данный момент занятия посещают более 30 человек, которые разделены на 3 возрастные группы. Участникам студии от 5 до 13 лет. С каждой возрастной группой снимаются разные мультфильмы, соответственно их возрасту и навыкам. Пример мультфильма


Как правило, мультфильмы, созданные ребятами, основаны на литературном произведении. Прежде чем приступить к созданию мультфильма, мы изучаем произведение. Чаще всего это громкие чтения. Если произведение достаточно длинное, то участники изучают его самостоятельно, а в студии происходит только процесс обсуждения. Создание мультфильма может быть долгим и сложным, но ребята настолько увлечены процессом и горят желанием увидеть свои собственные мультипликационные истории на экране, что конечный результат стоит проделанной работы. Когда дети видят как персонаж, которого они только что «сотворили», оживает на экране — их переполняют эмоции, радость и восторг.

Программа студии включает в себя разнообразные виды деятельности: рисование, литературное творчество, лепку, аппликации и, конечно же, съёмку и монтаж мультфильмов.

Занятия разработаны таким образом, чтобы каждый участник студии поучаствовал в создании мультфильма. Самое главное на этом этапе - распределить роли, определить, кто за что отвечает.
Для того, чтобы это понять, давайте поговорим о том, как создается мультфильм и чем создание мультфильма отличительно от создания видеоролика. Он создается большой группой людей и эта его характерная особенность. Анимационное творчество – это командное творчество. Каждый ребенок может попробовать свои силы в различных ролях, выбрать предпочтительную  или комбинировать различные роли.
Сценарист - это человек, который придумывает историю, очень важно записать ее правильно - она должна быть не как рассказ,  а как изложение действий. Такой сценарий построен на глаголах,  в нем нет лишних описаний, в сценарии всегда изложены действия (пошел, взял, повернулся и т. д.). В нашем случае сценаристом может быть автор любого литературного произведения. Бывают случаи, когда ребенок сам может придумать сценарий, но это редкость.
Режиссер - это человек, который раздает указания всем. Режиссером чаще всего будет взрослый, который будет регулировать весь процесс.
Дальше режиссер и сценарист совместно делают  раскадровку мультфильма. Детям нравится рисовать раскадровку, т. к. она очень похожа на комикс, только здесь еще у каждого кадра подписаны действия.
Дальше работает художник-постановщик. Он разрабатывает мир и персонажей, рисует их в разных ракурсах. Детей, конечно, мы не можем так нагружать,  иначе у них быстро пропадет интерес. Поэтому сразу же рисуем готовых персонажей, без дополнительных прорисовок. Художники обязательно дети.

Мы должны принимать все то, что создал ребенок и только направлять, корректировать в нужном направлении. Вносим поправок по минимуму. И это главное отличие нашего процесса от процесса профессионального, для нас важнее процесс создания больше, чем сам мультфильм.
После того, как придуман сценарий, готовы персонажи и фон, за дело берется оператор. Он выставляет камеру и отвечает за то, как будет работать камера. Можно выбрать несколько детей в роли операторов, которые будут снимать мультфильм.

Аниматор оживляет персонажи. Аниматорами обязательно должны быть дети, весь процесс оживления делают они, взрослый только подсказывает, как правильно это делать.
Актер – озвучивает персонажей мультфильма или сам является участником анимационного фильма.

Компоузер, это человек, который собирает все, что получилось на компьютере. Исправляет цвет, добавляет спецэффекты, титры.

Монтажер монтирует мультфильм  из разных сцен и звуков складывает одну картинку.

Основную часть монтажа делает взрослый. Младшим детям не интересен монтаж, им важно увидеть готовую картинку, когда их персонаж оживает.   Детям старшего возраста можно показать монтаж в стандартных программах или в онлайн-сервисах.

Мы с вами поговорили о том, кто создает  мультфильмы и как эти роли можно перенести на работу с детьми.

Теперь давайте рассмотрим то, с чего собственно и должна начинаться организация мультстудии – это создание рабочего место мультипликатора.
На картинке представлены три основные составляющих анимационного станка (рабочего места мультипликатора), без которых мультфильм не получится. Это три предмета – камера (любая), штатив и стол. Это три основных компонента, если у вас это есть, то вы уже можете снимать мультфильмы.

Что такое анимационный станок (мультстанок)? Это установка для покадровой съёмки мультипликационных рисунков. Существует множество вариантов таких станков, простых и более сложным – профессиональных. Самый простой станок, как вы поняли,  включает всего три компонента.  Давайте рассмотрим,  из чего в идеале должен состоять станок:


  • веб-камера или фотоаппарат (зеркальная камера);
  • штатив или крепления;
  • осветительные приборы;
  • устойчивая поверхность;
  • компьютер и специальные программы.

На картинках представлены примеры анимационных станков различных мультстудий.

  • На первой - рабочее место мультипликатора в  студии анимации «МультКадрики». Достаточно простое и мобильное. Все части разбираются и складываются в небольшую коробочку, что позволяет проводить выездные мастер классы.



  • Еще один пример мобильного анимационного станка. Он сделан из дерева и проведены светодиоды. Это хорошо, потому что свет распределяется равномерно.



  • Многоуровневый анимационный станок удобен тем, что можно сделать несколько слоев, тем самым сделав анимацию более профессиональной, т. к. работая с одним слоем, остальные остаются не подвижны.


  • Анимационный станок, который подходит  для плоскостной и объемной  анимации.  Удобно, ограждено съемочное пространство от окружающего мира, есть возможность быстрой замены фона, предусмотрены контейнеры под мелкие детали с которыми приходится постоянно работать.


  • Еще один многоуровневый анимационный станок, который подходит для постоянного использования. Можно сразу наблюдать за процессом создания мультфильма. 

Существует много вариантов того, как организовать рабочее место мультипликатора, главное, что мы должны помнить - станок должен быть удобный, устойчивый и безопасный.

Помимо анимационного станка, нам необходимо оборудование, с помощью которого мы будем снимать. Что выбрать: фотокамеру или веб-камеру?


  • Если вы хотите, чтобы студия была мобильная, то подходит веб-камера. Есть довольно качественные камеры (HD). Немаловажно, что веб-камера стоит в разы дешевле. Например,  камера LifeCamStudio, которую мы используем на занятиях, сейчас стоит около 8 тыс.
  • При использовании зеркального фотоаппарата, конечно, будет более качественная профессиональная картинка, но в нем много дополнительных настроек, в которых нужно разбираться. Можно использовать обычный фотоаппарат или телефон, любое устройство, в котором есть камера.  Естественно, и качество мультфильма будет зависеть от камеры.

Еще один важный момент – это освещение, потому как в  любительской анимации проблема его настроить. Лучше всего использовать светодиодные лампы или ленту. Чтобы свет рассеивался, а не светил в одну точку,  можно прикрепить к лампе  листок кальки. Блики на  стекле или рабочей поверхности убираются с  помощью ткани, т. е. весь анимационный станок под каркасом накрывается плотной тканью. Давайте посмотрим пример того как от правильно выстроенного освещения зависит качество мультфильма.

Про анимацию бесполезно долго разговаривать, нужно практиковать, брать и делать, исходя из ваших возможностей. Повторюсь, в детской мультипликации важен сам процесс подготовки мультфильма. Вы можете с минимальным оборудование добиться большего эффекта, чем с дорогим профессиональным оборудованием. Главное - начать и не бояться, и если это ваше – то процесс обязательно затянет и в итоге у вас получится качественный продукт. Очень надеюсь, что я вас вдохновила на создание подобной мультстудии.

ВКонтакте Детская студия анимации 
Плейлист на Ютуб
Профиль в Фейсбук
Почта: natik_tysheva@mail.ru

Комментарии